ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В МИФАХ И ПЕРВЫХ ФИЛОСОВСКИХ УЧЕНИЯХ (2)
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА
Человек всегда задумывался о себе самом, своем месте в мире и это отражалось в ранних мифах, а затем в философских учениях.
МИФ (греч. Mythos - сказание, предание) - символическое отражение событий, имевших место у определенных народов в определенное время. Миф изображает события народа в свете религиозного верования.
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – как человек воспринимает мир.
ДРЕВНИЙ ЧЕЛОВЕК:
- воспринимает мир через чувства, наделяя мир природы человеческим характером;
- постигает мир через вопрос кто?;
- не разделяет чувственное и рациональное восприятие.
СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК:
- воспринимает явления природы, мир через знания, законы, обобщения, выводы;
- формирует выводы о мире;
- разделяет чувственное и рациональное восприятие (реальность и видимость).
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ - через периоды человеческой жизни (рождение, взросление, зрелость, старость, смерть):
- ПРОШЛОЕ (изведанное, доброе);
- НАСТОЯЩЕЕ (бдительность);
- БУДУЩЕЕ (неизведанное, зло).
ВОСПРИЯТИЕ МИРА - через восприятие божественных и демонических сил (формирование религии, ритуалов).
ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА - земля известная и земля неизведанная (заселена духами, демоническими силами).
РЕЛИГИЯ
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ БЫЛО ЗАМЕНЕНО – РЕЛИГИОЗНЫМ.
РЕЛИГИЯ - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (ВЕДИЗМ)
Источник религиозно-философской мудрости Индии стала - ВЕДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
«ВЕДЫ» - набор текстов 1200-600 гг. до н.э., а так же «УПАНИШАДЫ» - VII в.до н.э.
Древнеиндийская философия тесно связана с религиозным и мифическим знанием.
БРАХМАНИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:
1. РЕИНКАРНАЦИЯ - переселение душ живых существ после их смерти (САНСАРА - мир, в котором душа проходит бесконечные перерождения);
2. кем станет человек зависит от его «КАРМЫ» (в процессе жизни человек должен искупить кармический долг прежних существований);
3. способ освобождения души ЙОГА (патанджали) - способ овладение самообладания, концентрации, выдержки, созерцания (через медитацию).
ФИЛОСОФИЯ
|
БРАХМАНИСТСКАЯ
|
БУДДИСТКАЯ
|
Учение о первичной сущности.
|
Субъективный идеализм (субъект все, окружающее - иллюзия).
|
Учение о мировой душе - Брахме (которая в процессе саморазвития создает видимый мир и богов).
|
Атеистическая религия.
|
БУДДИЗМ
Путь внутреннего превращения, благодаря которому можно вырваться из бесконечной цепи перерождений, доступный для каждого предложил Сиддхартха Гаутама (ок. 623 - 544 г. до н.э.).
«ЧЕТЫРЕХ ИСТИНЫ», СФОРМУЛИРОВАННЫХ БУДДОЙ (ОСНОВА БУДДИЗМА):
1. жизнь есть страдание;
2. причина страдания - желания и привязанности;
3. избавившись от желаний и привязанностей, можно избавиться от страданий;
4. путь к спасению лежит через достижение НИРВАНЫ.
НИРВАНА - внутреннее состояние, при котором угасают все чувства и привязанности, и человек освобождается от своего страдающего «Я» (это свобода, понимаемая как отрицание всякой зависимости).
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ОСНОВЫ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ:
1. человек объединяет в себе светлое и темное (мужское - ян и женское - инь);
2. человек посредник на земле через него идет небесная благодать;
3. лучшее для человека - следование естественной природе (принцип увей).
Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) – У-СИН: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира - «десять тысяч вещей» - ВАНЬ-У, включая человека.
ПЯТЬ СТИХИЙ находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении и взаимном преодолении.
ДАОСИЗМ
ДАОСИЗМ - учение о Дао или «ПУТИ ВЕЩЕЙ», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии (Лао-Цзы излагаются в трактате «Дао де Цзин» IV - III вв. до н. э.).
ОСНОВЫ УЧЕНИЯ:
1. учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте;
2. ДАО - закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Всё происходит от Дао, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться;
3. каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним.
КОНФУЦИАНСТВО
КОНФУЦИАНСТВО - этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием (551 - 479 до н.э.).
ЦЕНТРАЛЬНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д.
ОСНОВЫ УЧЕНИЯ:
1. человек должен быть гуманным, милосердным;
2. каждый человек занимает в государстве собственное место;
3. соблюдение норм этикета;
4. ГОСУДАРСТВО - семья, ГОСУДАРЬ - отец, НАРОД - дети (обязанности людей в соответствии с социальным положением).
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ:
1. СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ – VI-V вв. до н.э. (Фалес, Гераклит, Анаксимен, Анаксимандр);
2. КЛАССИЧЕСКАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ V-VI в. н.э. (Демокрит, Платон, Аристотель);
3. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИ-РИМСКАЯ III в .н.э. (скептицизм, стоизм).
СЛОВАРЬ
ГНОСЕОЛОГИЯ – теория познания; раздел философии, изучающая взаимоотношения объекта, субъекта и знания в процессах познавательной деятельности;
ЛОГОС – всеобщий закон, основа мира, его порядок и гармония; всеобщий разум; созидающая божественная сила, посредник между Богом и сотворенным миром;
СКЕПТИЦИЗМ – гносеологическая позиция, подвергающая сомнению возможность познания действительности;
СТОИЗМ – философская школа, возникшая в Афинах, основное учение которой это твердость и мужество в жизненных испытаниях.
|