Среда, 2024-05-15, 6:40 PM
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Посетители сайта

Каталог файлов

Главная » Файлы » Презентации по обществознанию » 10 класс

13. Историческое развитие человечества - поиски социальной макротеории.
[ Скачать с сервера (2.53 Mb) ] 2018-02-06, 2:46 PM

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ПОИСКИ СОЦИАЛЬНОЙ МАКРОТЕОРИИ (13)

ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ (в пер. с греч – разыскания) - это наука изучающая факты и события прошлого (наука об обществе).

«ИСТОРИЯ - это ряд выдуманных событий по поводу свершившихся» (Ш. Монтескье).

ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИИ:

1. хронологическая неповторимость;

2. субъективность и личностный  фактор;

3. ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ – историческая реальность.

ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ОСНОВА ЦИВИЛИЗАЦИИ – культура.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ это единый саморазвивающийся механизм, имеющий свои законы развития.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП – это самобытная цивилизация.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ подчёркивает существование множества РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР, своеобразие каждой из них и вместе с тем отрицает единство всемирно-исторического человечества и взаимодействие различных культур и цивилизаций.

«НИ ОДИН ИЗ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ - подчеркивал Н.Я. Данилевский, - не одарен привилегией бесконечного прогресса».

ЦЕЛЬ ИСТОРИКА: найти различия культурно-исторических типов развития общества основываясь на:

1. своеобразие религиозного, социального, бытового, промышленного, художественного научного, развития цивилизации;

2. основу жизнедеятельности каждой самобытной цивилизации, которая  имеет значение только в рамках определенной группы народов.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ:

1. «РОСТ», культурное и политическое самоопределение;

2. «ЦВЕТЕНИЕ И ПЛОДОНОШЕНИЕ»;

3. «ИСЧЕРПАНИЯ СИЛ», накопление неразрешимых противоречий, утрата веры.

Цивилизация - общность, «более широкие, чем отдельные нации, но менее широкие, чем все человечество».

А. ТОЙНБИ насчитал ДЕСЯТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

Из них к «ЖИВЫМ» он отнес западную, православно-христианскую, исламскую, индуистскую, дальневосточную.

ЦИВИЛИЗАЦИЯМ, ПРИСУЩ ЗАМКНУТЫЙ ЦИКЛ ИСТОРИЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ:

1. РОСТ за счет энергии «жизненного порыва»;

2. НАДЛОМ  («творческое меньшинство» - вырождается; «внутренний пролетариат» - не способен трудиться, «варварские народы» - внешняя угроза).

3. УПАДОК, РАЗРУШЕНИЕ.

О. ШПЕНГЛЕР СЧИТАЛ, что в истории человечества существовало восемь культур, каждая из которых за время своего существования проходила ряд стадий и, умирая, превращалась в цивилизацию.

ПЕРЕХОД ОТ КУЛЬТУРЫ К ЦИВИЛИЗАЦИИ означает упадок творчества, героических деяний; ПОДЛИННОЕ ИСКУССТВО ОКАЗЫВАЕТСЯ НЕНУЖНЫМ, торжествует механическая работа.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ТЕОРИИ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ПЛЮСЫ

МИНУСЫ

1. ОБРАЩЕНИЕ к культурному наследию цивилизаций.

1. преувеличение момента взаимной изоляции цивилизаций, разрушающей целостность всемирно-исторического процесса.

 

2. БИОЛОГИЗАЦИЯ фаз развития цивилизации.

ПОНЯТИЕ «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

ТЕРМИН «ЦИВИЛИЗАЦИЯ» В МИРОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ:

1. КАК ОПРЕДЕЛЕННАЯ СТАДИЯ в развитии локальных культур (О. Шпенглер);

2. КАК СИНОНИМ культуры (А. Тойнби);

3. КАК СТУПЕНЬ исторического развития (Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);

4. КАК УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ того или иного региона либо отдельного этноса.

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройки.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ:

1. Первобытная;

2. Рабовладельческая;

3. Феодальная;

4. Капиталистическая;

5. Коммунистическая (1 стадия – СОЦИАЛИЗМ).

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА

ПЛЮСЫ

МИНУСЫ

1. востребованность стадиального деления общества.

1. фаталистическое, безальтернативное представление об историческом процессе; принижает роль человеческой деятельности и сознания.

 

2. подвергается сомнению его универсальность, применимость ко всем странам и эпохам.

ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА:

  1. Аграрное (традиционное) общество (XVIII);
  2. Индустриальное общество (XIX – XX);
  3. Постиндустриальное общество (XXI).

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА:

1. добыча и переработка природных ресурсов сменяется добычей и переработкой информацией и развитием сферы услуг;

2. информационные технологии захватывают важнейшие сферы общественной жизни;

3. смена технологического базиса (прогресс прикладного знания и совершенствование средств производства) сказались на организации всей системы социальных связей;

4. меняются структура занятости, соотношение профессионально-квалифицированных групп;

5. в современном обществе структура социальных позиций определяется социальными статусами;

6. статусы определяются профессиональной деятельностью человека, его образованием, опытом, талантом и др.

«ПЕРВАЯ ВОЛНА» - 10 тыс. лет назад началась первая волна крупных изменений. Она преобразовала племена кочевников в оседлых крестьян. Результат - зарождение традиционного общества.

«ВТОРАЯ ВОЛНА» - 300 лет назад превращение общества из аграрного в индустриальное.

«ТРЕТЬЯ ВОЛНА»- наши дни. Мир вступил в постиндустриальное общество.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА:

1. ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (с/х, примитивная техника, сословно-классовое общество, власть крупных земельных собственников);

2. ПЕРЕХОДНОЕ ОБЩЕСТВО (предпринимательство, централизованные государства, национальное самосознание);

3. СТАДИЯ «СДВИГА» (промышленные революциями, социально-экономические и политические преобразования);

4. СТАДИЯ «ЗРЕЛОСТИ» (научно-техническая революция, рост городов);

5. ЭРА «ВЫСОКОГО МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ» (рост сферы услуг, превращение производства товаров потребления в основной сектор экономики).

ДВЕ ВЕТВИ СТАДИАЛЬНОГО ПОДХОДА К ИСТОРИИ: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЯ

ОБЩЕЕ:

1. выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человечества;

2. обе теории базируются на признании источником прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере;

3. эти переходы носят характер революционных изменений.

РАЗЛИЧИЯ:

1. главные фазы, которые проходят в своем развитии люди;

2. роль духовных факторов.

Категория: 10 класс | Добавил: s-s-nechaev
Просмотров: 1118 | Загрузок: 69 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск