Среда, 2024-05-15, 4:44 PM
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Посетители сайта

Каталог файлов

Главная » Файлы » Презентации по обществознанию » 10 класс

04. Русская философская мысль в 11 - 20 веках
[ Скачать с сервера (3.00 Mb) ] 2017-09-27, 3:01 PM

РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В XI-XХ ВЕКА (4)

РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

На Руси процесс зарождения философии как науки берет начало с попыток переосмыслить русским духовенством труды византийских богословов.

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: «СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ» (XI век) принимая божественный дар, человек должен возложить на себя и нравственную ответственность.

РУССКАЯ ЗЕМЛЯ – торжество «истины и благодати».

МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО

ФИЛОФЕЙ: «МОСКВА ТРЕТИЙ РИМ» (15231524) – «два Рима пали (Рим и Византия), а третий стоит (Москва), а четвертому уже не бывать».

КОНЕЦ XVII ВЕКА

Происходит обособление философии от богословия, появляются УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ НОВОГО ТИПА: Киево-Могилянская и Славяно-греко-латинская в Москве.

ОСНОВАТЕЛЯМИ СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКОЙ академии были БРАТЬЯ ЛИХУДЫ, которые реже обращались к церковным учениям, используя труд ученых: Аристотеля, Фома Аквинского, Коперника.

«УЧЕНАЯ ДРУЖИНА» ПЕТРА I (XVIII)

Кружок духовенства и дворян, которые защищали реформы Петра I (Петр I, Антиох Д. Кантемир, В.Н. Татищев,  Ф. Прокопович).

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ (руководитель Святейшего синода) один из первых в России ФИЛОСОФОВ – ДЕИСТОВ:

- природа, созданная Богом, начала развиваться самостоятельно;

- познать природу должны практические науки, которые необходимо развивать в государстве.

В.Н. ТАТИЩЕВ – известный русский историк - «ИСТОРИЯ РОССИИ С САМЫХ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН».

Основой общественных изменений является «СИЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА».

ИСТОРИЮ СРАВНИВАЛ С ОСНОВНЫМИ ЭТАПАМИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА:

- НАЧАЛОИСТОРИИ «младенчество»;

- ПОЯВЛЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ «юношество»;

- ХРИСТИАНСКИЙ ПУТЬ «мужество»;

- СВОБОДНЫЕ НАУКИ «зрелость».

А.Д. КАНТЕМИР – писатель, переводчик, который на русский язык ПЕРЕВЕЛ ФРАГМЕНТЫ ТРУДОВ:  Платона; Аристотеля; Р. Декарта; Дж. Локка; Ш. Монтескье.

«Я В СВОЕМ ХОТЕНИИ ВОЛЕН И ТЕМ ПОДОБЕН БОГУ».

ПРОДОЛЖАТЕЛЯМИ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ стали выдающиеся ученые М.В. ЛОМОНОСОВ (1711-1765) и А.Н. РАДИЩЕВ (1749-1802).

А.Н. Радищев автор произведения – «ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ» (1790), в котором он показал современную Россию и место крепостных крестьян в ней.

«История не что иное есть, как воспоминовение  бывших деяний и приключений» (Радищев).

«ВЕЗДЕ ИССЛЕДУЙТЕ ВСЕЧАСНО, ЧТО ЕСТЬ ВЕЛИКО И ПРЕКРАСНО» (Ломоносов).

ЦЕНТРОМ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ в России стал МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (1755).

ФАКУЛЬТЕТ С КАФЕДРАМИ: красноречия, физики, истории, философии. Факультету отводилась роль НАЧАЛЬНОЙ ДВУХГОДИЧНОЙ СТУПЕНИ.

ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ XIX ВЕКА

ФИЛОСОФИЯ, как отдельная наука СЛОЖИЛАСЬ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ.

ГЛАВНЫМ ВОПРОСОМ В ФИЛОСОФИИ того времени было место России в мировом историческом процессе.

У ИСТОКОВ ЭТОГО ВОПРОСА стоял отечественный мыслитель П.Я. ЧААДАЕВ (1794-1856).

«ФИЛОСОФИЧЕСКИЕ ПИСЬМА»:

- ЗАПАД ИЗБРАН ПРОВЕДЕНИЕМ для своих целей;

- прослеживается ЕВРОПЕЦЕНТРИЗМ и симпатии к КАТОЛИЧЕСТВУ.

МЕСТО РОССИИ В ИСТОРИИ СОГЛАСНО «ФИЛОСОФИЧЕСКИМ ПИСЬМАМ»:

1 ПИСЬМО - Россия, это отсталая страна, находиться на обочине цивилизации. Главной ошибкой стало принятие православия от дряхлеющей Византии.

ПОЗДНИЕ СТАТЬИ И ПИСЬМА - Россия обладает собственной исторической миссией «Мы призваны решить большую часть проблем социального порядка…ответить на важные вопросы, которые занимают человечество».

После опубликования первого письма, Чаадаев был объявлен сумасшедшим.

Многие историки считают, что Чаадаев стоял у истоков ЗАПАДНИЧЕСТВА в России.

Его поддерживали представители западничества А.И. Герцен, К.Д. Кавелин, Т.Н. Грановский – считая, что Россия должна идти по Западному пути.

СЛАВЯНОФИЛЫ (ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ):

1. Россия самобытная страна;

2. попытки направить ее в западное развитие ЯВЛЯЕТСЯ ОШИБКОЙ, и навязывание чужих ценностей.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ: братья Аксаковы, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин.

В.С. СОЛОВЬЕВ (1853-1900)

Изначально опирался на идеи славянофилов, затем взгляды сильно преобразовались.

Основная идея – КАТЕГОРИЯ ВСЕЕДИНСТВА. Через царство природное человек приходит в царствие Божие.

ТРИ СИЛЫ ОЛИЦЕТВОРЯЮЩИЕ ИСТОРИЮ:

- МУСУЛЬМАНСКИЙ ВОСТОК - один господин и масса рабов;

- ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - «всеобщий эгоизм и анархия»;

- СЛАВЯНСКИЙ МИР (Россия) - призвана уровнять все недочеты двух сил.

Пересмотрел оценку западной цивилизации, увидел позитивные тенденции, стал считать, что они вместе с Россией являются положительной силой.

Огромное влияние на становление философской мысли, а также месте и пути России в истории и мире сыграли отечественные писатели, особенно Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПУТЬ РОССИИ

В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВЕКА РАБОТАЛА ЦЕЛАЯ ПЛЕЯДА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛОСОФОВ:

1. Н.А. Бердяев (1874-1948);

2. С.Н. Булгаков (1871-1944);

3. П.А. Флоренский (1882-1937);

4. Г.Г. Шпет (1879-1937).

По-прежнему оставался вопрос о цивилизационной принадлежности России.

ЕВРАЗИЙСТВО

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЕВРАЗИЙСТВА НАЧАЛА 20-х гг. XX ВЕКА:

1. Россия, есть третий, средний материк;

2. Россия особый исторический и этнографический мир;

3. эпоха господства Запада должна смениться временем лидерства Евразии;

4. язычество рассматривалось, как религия более близкая к православию, чем другие христианские исповедания.

В данных тезисах просматривается ВЛИЯНИЕ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА.

Н.А. БЕРДЯЕВ

Бердяев считал, что взгляды евразийцев это «СВОЕОБРАЗНАЯ УТОПИЯ ИДЕАЛЬНОЙ ДИКТАТУРЫ».

Философ считал, что ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫМ, между Западом и Востоком.

Наша страна станет «ареной столкновения и противоборства восточных и западных элементов».

Противоборство проявиться в КУЛЬТУРНОМ РАСКОЛЕ ОБЩЕСТВА, в противоречиях внутренней и внешней политики.

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

В советский период стал доминировать марксистский ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД, о смене одной формации более развитой, другой формацией.

ПРОТИВОПОСТАВЛЯТЬ НАШУ СТРАНУ, СТАЛО НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО, т.к. по этой теории все странны, идут по одинаковому пути развития (различна только специфика из-за своеобразности региона).

- первобытная формация;

- рабовладельческая формация;

- феодальная формация;

- капиталистическая формация;

- коммунистическая формация.

В 80-90-х гг. XX века марксистско-идеологический монополизм был ликвидирован (плюрализм мнения).

Начались снова споры о месте России и ее цивилизационной принадлежности. 

ТЕОРИИ:

- РОССИЯ должна быть отнесена к ГРУППЕ СТРАН  с ТРАДИЦИОННЫМИ ценностями;

- Россия западная (индустриальная) ЦИВИЛИЗАЦИЯ «ДОГОНЯЮЩЕГО ТИПА».

Категория: 10 класс | Добавил: s-s-nechaev
Просмотров: 809 | Загрузок: 69 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск