Среда, 2024-05-15, 6:19 AM
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Посетители сайта

Каталог файлов

Главная » Файлы » Презентации по обществознанию » 10 класс

03. Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время
[ Скачать с сервера (2.25 Mb) ] 2017-09-18, 1:04 PM

ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ В НОВОЕ, И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (3)

КРИЗИС СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

МЫСЛИТЕЛИ И ФИЛОСОФЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

1. АВГУСТИН (354 430) – учение о «БОЖЬЕМ ГРАДЕ И ГРАДЕ ЗЕМНОМ» – Бог на земле назначает правителя для порядка, а церковь является спасителем души;

2. ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 1274) – идея об УНИВЕРСАЛЬНЫХ СУЩНОСТЯХ В ВЕЩАХ:

а) ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВО: разумное – духовное – социальное;

б) ЖИЗНЬ В ОБЩЕСТВЕ – необходимое условие самореализации.

СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ БЫЛО ХРИСТИАНСКИМ, философия являлось средством поддержания религиозных истин.

ТЕОЛОГИ И ФРАНЦИСКАНЦЫ были первыми, кто пошатнули духовные авторитеты церкви, повлияв на средневековое мышление.

АНГЛИЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ, ФРАНЦИСКАНЦЫ:

1. РОДЖЕР БЭКОН (1214 1292) – «необходимо более четко разграничить разум и веру. Приобретая новое знание нужно опираться больше на ОПЫТ, нежели на СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ»;

2. УИЛЬЯМ ОККАМ (12851349) – реальность Бога нельзя установить логическими средствами, нельзя познать через чувственный опыт, ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ К БОГУ ЭТО ВЕРА (идея схода с идеями Фомы Аквинского).

РЕФОРМАЦИЯ – религиозное и общественно-политическое движение в Европе XVI – начала XVII века, направленное на РЕФОРМИРОВАНИЕ КАТОЛИЧЕСКОГО ХРИСТИАНСТВА в соответствии с Библией.

Церковно – обрядовое понимание спасения души ПОДВЕРГЛОСЬ КРИТИКИ.

МАРТИН ЛЮТЕР (14831546) (саксонский христианский богослов, инициатор РЕФОРМАЦИИ) – вера, это единственная, прямая и непосредственная связь с Богом.

В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ популярными стали идеи ГУМАНИЗМА идеология и практика, основанные на принципах равенства, справедливости, рассматривающие человека как высшую ценность.

ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВО (ВОЗРОЖДЕНИЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ)

ФИЛОСОФЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ и НОВОГО ВРЕМЕНИ стали рассматривать общество с точки зрения ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, ИНДИВИДА, который по природе своей ЭГОИСТИЧЕН.

Государство, это внешняя сила, которая способна обуздать эгоизм человека.

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469 – 1527):

- ЦЕЛЬ ПОЛИТИКИ – приход к власти, ее сохранение и создание стабильного государства;

- ГОСУДАРЬ сам устанавливает законы и моральные нормы;

- ГОСУДАРЬ стоит ВЫШЕ ЗАКОНОВ И МОРАЛИ.

ТОМАС ГОББС (1588 – 1679):

- общество и государство должны быть поняты и ясны с НАУЧНЫХ ПОЗИЦИЙ;

- государство образуется за счет ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА;

- СОЗДАННОЕ ГОСУДАРСТВО – основа жизни общества.

Концентрация верховной власти в одних руках НЕЦЕЛЕСООБРАЗНА, считал английский философ ДЖОН ЛОКК (1632 1704).

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ:

- законодательная;

- исполнительная.

Французский философ ШАРЛЬ МОНТЕСКЬЕ (1689 1755) выделил ТРЕТЬЮ НЕЗАВИСИМУЮ ВЛАСТЬСУДЕБНУЮ.

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ:

- законодательная;

- исполнительная;

- судебная.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ

«Из всех живых существ человек наиболее совершенен». [Вольтер (1694 – 1778)].

Люди стремятся не столько к блаженству в загробном мире, сколько к достойной жизни в реальном обществе.

Эта цель достижима благодаря НАУКЕ И ПРОСВЕЩЕНИЮ.

Просвещение ведет общество к нравственности.

Ж.-Ж. РУССО (1712 1778) - «городская жизнь и наука извращают то естественное, что есть в человеке. Общество подавляет лучшие качества в человеке».

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК (КОНЕЦ XVIII XIX)

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ АДАМА СМИТА (НЕВИДИМАЯ РУКА РЫНКА):

1. разделения труда влияет на эффективность производства;

2. труд, главный источник общественного богатства;

3. каждый преследуя собственную цель, способствует выполнению общественно значимых целей (общая теория рынка).

УСЛОВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЦВЕТАНИЯ:

1. господство частной собственности;

2. не препятствовать личной инициативе;

3. невмешательство государства в экономику.

ДЕЛЕНИЕ НА КЛАССЫ:

1. наемные рабочие;

2. капиталисты;

3. владельцы земель.

Противоположные интересы рабочих и имущих классов – НЕИЗБЕЖНЫ.

СОЦИОЛОГИЯ

ОГЮСТ КОНТ (1798 1857) ВВЕЛ:

1. термин – «СОЦИОЛОГИЯ»;

2. понятия – «СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА» (состояние общества, его основные структуры) и «СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА» (общественные изменения).

- духовный рост;

- климат;

- темпы прироста населения;

- раса.

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820 1903) преимущества в обществе имеет тот, кто наиболее развит в интеллектуальном плане.

ПЕРВЫМ ПРИМЕНИЛ ПОНЯТИЯ КАСАТЕЛЬНО ОБЩЕСТВА:

- система;

- институт;

- структура.

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ (СПРАВЕДЛИВОЕ ОБЩЕСТВО)

ЧЕРТЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА:

1. равноправие;

2. свободный творческий труд;

3. социальная гармония и общность интересов;

4. промышленность и сельское хозяйство должно развиваться, ориентируясь на государственное планирование;

5. все общество должно трудиться, распределяя по труду социальные блага, это исключает возможность эксплуатации человека человеком.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ:

- Анри Сен-Симон;

- Шарль Фурье;

- Роберт Оуэн.

МАРКСИСТСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ (ФАКТОРЫ) РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ПО КАРЛУ МАРКСУ И ФРИДРИХУ ЭНГЕЛЬСУ:

1. первоосновой общественной жизни и развития является ТРУДОВОЙ ФАКТОР, производственная деятельность, направленная на удовлетворение МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ;

2. для удовлетворения потребностей необходимо ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ПРИРОДОЙ (создаются производительные силы);

3. постепенно складываются ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, что формирует ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ, которое определяет ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, т.е. духовную сторону жизни;

4. главная ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ СИЛА общества ЛЮДИ (обладающие знаниями и навыками работы) + СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА (орудия труда);

5. важным фактором является ОТНОШЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ на СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА;

6. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ + ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ = СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА (общественно экономическая формация).

БАЗИС ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

НАДСТРОЙКА

- государственный строй;

- правовые формы;

- нравственные установки;

- религиозные воззрения;

- политические и философские теории.

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

- капиталистическая формация - эксплуатация рабочего класса;

- коммунистическая формация - общая собственность, справедливое распределение общественных благ.

ПУТЬ К НОВОЙ ФОРМАЦИИ (К. МАРКС, Ф. ЭНГЕЛЬС, В.И. ЛЕНИН):

1. острое классовое противоборство;

2. социальная революция;

3. насилие (неизбежное и оправданное).

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XX ВЕКА

ТЕХНОКРАТИЗМ (Дж. ГЭЛБРЕЙТ)

Главный фактор общественного развития является ТЕХНИКА, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Важную роль играют ЛЮДИ С НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ (ТЕХНОКРАТЫ – двигатели прогресса).

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным.

Возможность человека выйти за пределы конкретной ситуации обусловленной временем, и тем самым СТАТЬ СВОБОДНЫМ.

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - направленность на Бога.

АТЕИСТИЧЕСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - на собственную субъективность (Сартр)

СЛОВАРЬ

МАРКСИЗМ - политическое течение, утверждающего неизбежность гражданской войны и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества;

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ основной комплекс идей, который лежит в основе социалистической идеологии;

СОЦИАЛИЗМ – учения, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства.

Категория: 10 класс | Добавил: s-s-nechaev
Просмотров: 801 | Загрузок: 63 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск