ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (§ 8)
ЖИВОПИСЬ
ОБЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНИКОВ (с 1869):
1. А.К. САВРАСОВ (1830 – 1897);
2. И.И. ШИШКИН (1832 – 1898);
3. И.Е. РЕПИН (1844 – 1930);
4. В.И. СУРИКОВ (1848 – 1916);
5. М.В. НЕСТЕРОВ (1862 – 1942);
6. В.М. ВАСНЕЦОВ (1848 – 1926);
7. А.М. ВАСНЕЦОВ (1856 – 1933).
ЦЕЛЬ: организация выставок по всей России. Выдвигали программу народности искусства, сторонники реализма. Изображали стороны повседневной жизни.
КАРТИНЫ:
«Торжественное заседание государственного совета 7 мая 1901» (И.Е. Репин 1903.);
«Манифестация 17 октября 1905» (И.Е. Репин. 1907 - 1911.);
«Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (А.К. Саврасов) (1871);
«Грачи прилетели» (А.К. Саврасов) (1871);
«Утро в сосновом лесу» (И.И. Шишкин) (1889);
«Боярыня Морозова» В.И. Суриков (1884 – 1887);
«Бурлак на Волге» И.Е. Репин. 1872 - 1873.;
«Запорожцы» И.Е. Репин. 1880 - 1891.
МОДЕРН – художественное направление в искусстве, отличительными особенностями которого является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий (наиболее популярное направление в России начала ХХ века).
1. К.А. КОРОВИН (1861 – 1939);
2. В.А. СЕРОВ (1865 – 1911).
КАРТИНЫ:
Октябрь. Домотканово. (В.А. Серов. 1895.);
Портрет М.Е. Ермоловой (В.А. Серов. 1905).
Сторонники модерна объединились в творческое общество «МИР ИСКУССТВА». Для них искусство – самостоятельная, сфера человеческой деятельности и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний:
1. З.Е. СЕРЕБРЯКОВА (1884 – 1967);
2. А.Н. БЕНУА (1870 – 1960);
3. Л.С. БАКСТ (1866 – 1924);
4. Е.Е. ЛАНСЕРЕ (1875 – 1946);
5. Н.К. РЕРИХ (1874 – 1947);
6. К.А. СОМОВ (1869 – 1939);
7. Б.М. КУСТОДИЕВ (1878 – 1927);
8. А.А. РЫЛОВ (1870 – 1939).
КАРТИНЫ:
«Крестьяне» (З.Е. Серебрякова. 1914 – 1915);
Портрет Николая II (Б.М. Кустодиев. 1915);
«Купчиха за чаем» Б.М. Кустодиев. 1918.;
«Масленица» (Б.М. Кустодиев. 1916.);
«В голубом просторе» (А.А. Рылов. 1918.)
В 1907 в Москве открылась выставка «ГОЛУБАЯ РОЗА», в которой приняли участие 16 художников, которые тесно были связаны с поэтами-символистами:
1. П.В. КУЗНЕЦОВ (1878 – 1968);
2. Н.Н. САПУНОВ (1880 – 1912);
3. М.С. САРЬЯН (1880 – 1972);
4. Н.П. КРЫМОВ (1884 – 1958);
5. С.Ю. СУДЕЙКИН (1882 – 1946).
Часто художники вместе с символизмом совмещали стиль модерн, или другие стили:
1. М.А.ВРУБЕЛЬ (1856 – 1910);
2. К.С. ПЕТРОВ-ВОДКИН (1878 – 1939).
КАРТИНЫ:
«Демон сидящий» (М.А. Врубель. 1890);
«Царевна Лебедь» (М.А.Врубель. 1900);
«Купание красного коня» К.С. Петров-Водкин. 1912.;
«Девушки на Волге» (К.С. Петров-Водкин. 1915.);
Портрет А.Ахматовой (К.С. Петров-Водкин. 1922).
Ряд русских художников вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с национальными традициями русского искусства:
1. В.В. КАНДИНСКИЙ (1866 – 1944);
2. А.В. ЛЕНТУЛОВ (1882 – 1943);
3. М.З. ШАГАЛ (1882 – 1943);
4. П.Н. ФИЛОНОВ (1883 – 1941).
КАРТИНЫ:
«Над городом» (М.С. Шагал. 1914 - 1918.);
«Коровницы» (П.Н. Филонов. 1914).
СКУЛЬПТУРА
В скульптуре популярным направлением был импрессионизм.
П.П. ТРУБЕЦКОЙ (1866 - 1938):
1. «Л.Н. ТОЛСТОЙ» (1899);
2. «Ф.И. ШАЛЯПИН» (1900);
3. «С.Ю. ВИТТЕ» (1901);
4. «АЛЕКСАНДР III» (1909).
Часто встречались тенденции сочетания импрессионизма и модерна, стремление создать обобщенный образ явления.
А.С. ГОЛУБКИНА (1864 - 1927):
1. «СТАРОСТЬ» (1898);
2. «ИДУЩИЙ ЧЕЛОВЕК» (1903);
3. «СОЛДАТ» (1907);
4. «А.Н. ТОЛСТОЙ» (1911).
Весомый вклад в искусство серебряного века внес С.Т. Коненков (1874 – 1971), который успел поработать в разных стилях и направлениях.
С.Т. КОНЕНКОВ:
«САМСОН, РАЗРЫВАЮЩИЙ ЦЕПИ» (1902) – увлечение стилем Микеланджело;
Передвижнические традиции, статуя «КАМНЕБОЕЦ» (1898);
Русская народная деревянная скульптура: «НИЩАЯ БРАТИЯ» (1874), «ЛЕСОВИК» (1909);
Традиционный реалистический портрет из мрамора «А.П. ЧЕХОВ» (1908).
Не смотря на сочетание множества стилей, С.Т. Коненков сохранял яркую творческую индивидуальность.
АРХИТЕКТУРА
В архитектуре наиболее популярным было направление модерн, ярким представителем которого был Ф.О. Шехтель (1859 – 1926).
ПОСТРОЙКИ:
Особняк З.Г. Морозовой (готический модерн) (1893 - 1898);
Дом А.Н. Рябушинского (готический модерн) (1900 - 1903);
Ярославский вокзал (1902 – 1904) (черты русского деревянного зодчества);
Типография «Утро России» (1907 – 1910) (рационалистический модерн);
Дом Московского купеческого общества (рационалистический модерн) (1909 – 1911).
Сочетание модерна с неоклассицизмом - В.Ф. Фалькот (1874 – 1943).
ПОСТРОЙКИ:
Гостиница «Метрополь» (1899 – 1905).
МУЗЫКА
ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ:
1. А.Н. СКРЯБИН (1872 - 1915);
2. И.Ф. СТРАВИНСКИЙ (1882 - 1971);
3. С.И. ТАНЕЕВ (1856 - 1915);
4. С.В. РАХМАНИНОВ (1873 - 1943);
5. С.С. ПРОКОФЬЕВ (1891 – 1953).
Пытались выйти за рамки классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы.
ПЕВЦЫ:
1. Н.Н. ФИГНЕР (1857 - 1918);
2. Ф.И. ШАЛЯПИН (1873 - 1938);
3. А.В. НЕЖДАНОВА (1873 - 1950);
4. Л.В. СОБИНОВ (1872 - 1934);
5. И.В. ЕРШОВ (1867 - 1943).
БАЛЕТ
АКАДЕМИЧЕСКИЙ БАЛЕТ
Ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве занимал русский балет.
Ведущим балетмейстером начала ХХ века академических традиций классической школы балета был М.И. Петип (1818 - 1910).
Но, не смотря на классику, даже он использовал новые эстетические приемы.
БАЛЕТМЕЙСТЕРЫ НОВОЙ ШКОЛЫ:
1. А.А. ГОРСКИЙ (1871 – 1924);
2. М.И. ФОКИН (1880 – 1942).
БАЛЕРИНЫ С МИРОВЫМ ИМЕНЕМ:
1. А.Т. ПАВЛОВА (1881 – 1931);
2. Т.П. КАРСАВИНА (1885 – 1978).
ТЕАТР
К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ (1863 - 1938) – основатель психологической актерской школы – будущее театра видел в углубленном психологическом реализме, искусстве актерского перевоплощения (автор известной фразы – «НЕ ВЕРЮ»).
В.Э. МЕЙЕРХОЛЬД (1874 - 1940) экспериментировал в области театральной условности, обобщенности, в использовании элементов народного балагана и театра масок.
С.П. ДЯГИЛЕВ (1883 - 1913) в 1908-1913 организовал в Париже, Лондоне, Риме и других европейских столицах Русские сезоны, представив публике балетные и оперные спектакли, театральную живопись, музыку (представитель «Мир искусства»).
Е.Б. ВАХТАНГОВ (1872 - 1929) предпочитал выразительные, радостные спектакли.
КИНО
В начале ХХ века возник новый вид искусства – КИНЕМАТОГРАФ.
В 1903 в России появились первые «электротеатры» и «иллюзионы».
К 1914 в стране было около 4 тыс. кинотеатров.
В 1908 снята первая игровая картина «СТЕНЬКА РАЗИН И КНЯЖНА».
В 1911 – первый полнометражный фильм «ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ».
ПРЕДСТАВИТЕЛИ:
Я.А. ПРОТАЗАНОВ (режиссер) (1881 - 1945);
В.В. ХОЛОДНАЯ (актриса) (1893 - 1919);
А.Г. КООНЕН (актриса) (1889 - 1974).
Накануне Первой мировой войны в России работало 30 отечественных кинофирм.
СПОРТ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
В 1897 в России прошел первый чемпионат по тяжелой атлетике.
В 1894 Россия входила в число 12 стран представители, которых приняли решение о возрождении Олимпийских игр и основали Международный олимпийский комитет.
Впервые спортсмены из России поехали на олимпиаду в 1908 (1 золото и 2 серебра).
В 1912 в Петербурге возник ВСЕРОССИЙСКИЙ ФУТБОЛЬНЫЙ СОЮЗ – первый официальный орган власти.
Основателем русской шахматной школы считается М.И. Чигорин.
В 1853 возник первый зарегистрированный шахматный клуб, первый журнал, специально посвященный шахматам, «Шахматный листок», начал издаваться в 1859 году.
СЛОВАРЬ
АКМЕИЗМ – литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале ХХ века в России, которое провозглашало материальность, предметность тематики и образов, точность слова;
АЭРОБУС – аэроплан, способный поднимать большое число пассажиров (Б.Н. Юрьев);
БИОСФЕРА – область распространения жизни на земле;
ИМПРЕССИОНИЗМ – направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления;
ИЛЛЮЗИОН – кинематограф;
ИСТОРИОГРАФИЯ – специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторических наук;
НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ – награда за выдающиеся достижения в области науки, техники, литературы, присуждаемая ежегодно Шведской академией наук за счет средств, оставленных промышленником А. Нобелем;
НООСФЕРА – новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором развития;
ЭКСПРЕССИОНИЗМ – течение в европейском искусстве эпохи модернизма, которое стремится не только к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора;
ЭЛЕКТРОТЕАТР – первые кинотеатры.
|