ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (§ 8)
ДУХОВНОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА
Индустриальная эпоха рушила традиционные ценности, нормы жизни и представления людей.
Российская культура переживала расцвет.
Начало ХХ называют Серебряным веком русской культуры.
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» – период расцвета русской поэзии начала ХХ века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, течений, проповедовавший новую эстетику.
ПЕРИОД: 1890 – 1930
АВТОР ТЕРМИНА: Н.А. Бердяев
ОКОНЧАНИЕ ПЕРИОДА связывают со смертью А.А. Блока, Н.С. Гумилева (расстрел 20-х годов) или самоубийство В.В. Маяковского.
ПРОСВЕЩЕНИЕ
С 1900 по 1915 расходы на народное образование в России увеличились более чем в 5 раз.
В гимназиях было увеличено количество часов на изучение естественно-математических предметов.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА:
НАРОДНОЕ УЧИЛИЩЕ (церковно-приходские, воскресные, земские, городские школы). 2-3 года (5 тыс.). Грамотность населения – 30 %.
СРЕДНЯЯ ШКОЛА:
ГИМНАЗИИ (классические, реальные, коммерческие).
ВЫСШАЯ ШКОЛА:
Университеты (50 шт.) + высшие женские курсы (11 шт.):
1903 – Женский педагогический институт (Москва);
1904 – Медицинский институт (Санкт-Петербург);
1908 – Высшие сельскохозяйственные курсы.
В стране создавались коммерческие училища по инициативе предпринимателей, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку (обучение юношей и девушек в них было совместным).
Возросло количество специальных учебных заведений (промышленных, железнодорожных, горных, судоходных и др.).
НОВЫЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ПОЯВИЛИСЬ:
1. Томск;
2. Саратов;
3. Петербург;
4. Новочеркасск.
Открылось свыше 30 высших женских курсов, положивших начало массовому высшему женскому образованию.
К 1914 действовало более 100 высших учебных заведений, где обучалось свыше 120 тыс. человек (60% студентов не принадлежали к дворянскому сословию).
НАУКА
ФИЗИКА, МЕХАНИКА, МАТЕМАТИКА,
АЭРОМЕХАНИКА, ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛИ:
Физик П.Н. Лебедев (1866 - 1912) впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы. Создал в стране первую физическую школу.
Русский механик Н.Е. Жуковский (1847 – 1921) совершил открытия в теории и практике самолетостроения.
Ученик Жуковского механик и математик С.А. Чаплыгин (1869 – 1942), был основоположником современной аэромеханики.
1903 К.Э. Циолковский (1857 – 1935) опубликовал труды, доказывающие возможность космических полетов.
Выдающийся русский ученый В.И. Вернадский (1863 – 1945) положил начало изучения о биосфере и ноосфере, а также современной экологии.
ТЕХНИКА
В.Г. ШУХОВ ИЗОБРЕЛ (1853 - 1939): нефтепровод (1878), водотрубные паровые котлы (1896), крекинг-пресс (1931).
Б.Н. ЮРЬЕВ (1889 - 1957) РАЗРАБОТАЛ ПРОЕКТ: автомата перископа (1911), вертолет (1911). Впервые употребил термин – аэробус.
Д.П. ГРИГОРОВИЧ (1883 - 1938)– гидросамолет (1913).
Г.Е. КОТЕЛЬНИКОВ (1872 - 1944) – 1-ый авиационный ранцевый парашют (1911).
Д.Н. ЗЕЛИНСКИЙ (1861 - 1953)– основоположник органического катализа и нефтехимии, создатель угольного противогаза (1915).
В 1908 началась конструкторская деятельность И.И. Сикорского.
В 1913 он создал самый большой в мире четырехмоторный самолет – «Русский витязь» и еще более совершенный – «Илья Муромец».
В 1913 военный летчик П.Н. Нестеров впервые выполнил ряд фигур высшего пилотажа, в том числе «мертвую петлю».
Особенно значимым стало изобретение А.С. Поповым радио в 1895 году.
В 1913 был осуществлен первый в истории проход всего Северного морского пути, во главе с флагманом – ледоколом «Ермак».
БИОЛОГИЯ
Физиолог И.П. Павлов (1849 - 1936) создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 Нобелевская премия за – физиологию пищеварения.
В 1908 Нобелевскую премию получил И.И. Мечников (1845 - 1916), за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ:
1. В.И. КЛЮЧЕВСКИЙ (1841 - 1911);
2. А.А. КОРНИЛОВ (1862 - 1925);
3. Н.П. ПАВЛОВ-СИЛЬВАНСКИЙ (1869 - 1908);
4. С.Ф. ПЛАТОНОВ (1860 - 1933);
5. П.Н. МИЛЮКОВ (1859 - 1943);
6. П.Б. СТРУВЕ (1870 - 1944);
7. А.С. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ (1863 - 1919);
8. Б.Д. ГРЕКОВ (1882- 1953);
9. М.М. КОВАЛЕВСКИЙ (1851- 1916);
10. А.С. СОРОКИН (1889- 1968).
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
|
АВТОР
|
ТРУД
|
П.Н. МИЛЮКОВ
|
«Очерки по истории русской культуры» (1896 – 1903);
|
М.М. КОВАЛЕВСКИЙ
|
Создал высшую русскую школу общественных наук (1901);
|
А.А. КОРНИЛОВ
|
«Крестьянская реформа» (1905);
|
С.Ф. ПЛАТОНОВ
|
«Русская история с древнейших времен» (1917);
|
П.Б. СТРУВЕ
|
«Социально-экономическая история России» (1952);
|
А.С. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ
|
«Очерк развития русской историографии» (1920);
|
Е.В. ТАРЛЕ
|
«Отечественная война 1812» (1937);
|
Б.Д. ГРЕКОВ
|
«Киевская Русь» (1939).
|
А.С. СОРОКИН
|
Проводил исследования в области социологии.
|
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИСТОРИКИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИЕЙ:
1. П.Г. ВИНОГРАДОВ (1854 - 1925);
2. Р.Ю. ВИППЕР (1859 - 1954);
3. Е.В. ТАРЛЕ (1874 - 1955).
Мировую известность получила русская школа востоковедения.
РУССКИЕ ФИЛОСОФЫ:
1. Н.А. БЕРДЯЕВ (1874 - 1948);
2. С.Н. БУЛГАКОВ (1871 – 1944);
3. В.С. СОЛОВЬЕВ (1853 – 1900);
4. П.А. ФЛОРЕНСКИЙ (1882 – 1937).
Большое место в трудах русских философов занимала русская идея – проблема самобытности исторического пути России, своеобразие ее духовной жизни, предназначения.
РУССКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ФИЛОСОФЫ:
Религиозно-философские течения Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский – идеи «нового религиозного сознания» сочетались с идеями либеральной самоценности личности и духовной свободой человека.
В 1909 был издан сборник статей русских философов о русской интеллигенции и ее роли в истории России, под названием «Вехи» (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков).
РУССКИЕ ФИЛОСОФЫ МАТЕРИАЛИСТЫ:
1. В.И. ЛЕНИН (1870 - 1924);
2. Г.В. ПЛЕХАНОВ (1856 - 1918);
3. А.А. БОГДАНОВ (1873 - 1928).
МАТЕРИАЛИЗМ (ХХ ВЕК) – «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин).
ЛИТЕРАТУРА
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ – литературное направление, сложившееся в капиталистическом обществе XIX века.
Традиции русской реалистической школы – Л.Н. ТОЛСТОЙ (1828 – 1910):
1. «Живой труп»;
2. «Отец Сергий»;
3. «После бала».
Толстой также писал письма-обращения к Николаю II, стремился воздействовать на власть, выступал против насилия и смертной казни.
Социальные изменения общества отражали пьесы А.П. ЧЕХОВА (1860 – 1904):
1. «Три сестры»;
2. «Вишневый сад»;
3. «Дядя Ваня» (рассказы).
Об оскудении дворянских усадеб писал И.А. БУНИН (1870 -1953):
1. «Деревня»;
2. «Суходол»;
3. Цикл «крестьянских» рассказов.
Неприглядную сторону армейского быта, бесправие солдат было показано в ПОВЕСТИ А.И. КУПРИНА (1870 -1938):
1. «Поединок»;
2. «Гранатовый браслет»;
3. «Штабс-капитан Рыбников»;
4. «Яма».
Впервые литература обратилась к образам и быту рабочих в лице М. ГОРЬКОГО (А.М. ПЕШКОВ) (1868 -1936):
1. «Враги»;
2. «Мать» (Ленин называл роман своевременным).
Жизнь Урала и Сибири в пореформенные годы, капитализацию России и связанную с этим процессом ломку общественного сознания, норм права и морали подробно описывал в романах и рассказах Д.Н. МАМИН-СИБИРЯК (1852 - 1912):
1. «Приваловские миллионы»;
2. «Падающие звезды».
Ярким представителем русского экспрессионизма является Л.Н. АНДРЕЕВ (1871 - 1919):
1. «В тумане»;
2. «Красный смех»;
3. «Рассказ о семи повешенных».
Критический реализм вскрывает обусловленность обстоятельств жизни человека и его психологии социальной среды.
В первое десятилетие ХХ века стали популярны крестьянские поэты, появилась целая плеяда данного направления.
Появилась так называемая НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ поэзия:
1. С.А. ЕСЕНИН (1895 – 1925);
2. С.А. КЛЫЧКОВ (1889 – 1937);
3. Н.А. КЛЮЕВ (1884 – 1937).
ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
СИМВОЛИСТЫ – были против материалистического мировоззрения, утверждали, что вера, религия, это основа человеческого бытия и искусства.
ДЕКАДАНС (направление в символизме) – в поэзии преобладали настроения тоски и безнадежности, а также резко выраженный индивидуализм.
Декаданс встречался в ранних произведениях авторов:
1. К.Д. БАЛЬМОНТ (1867 – 1942);
2. А.А. БЛОК (1880 – 1921);
3. В.Я. БРЮСОВ (1873 – 1924).
СЛАВЯНОФИЛЬСКИЙ СИМВОЛИЗМ – стал популярным, в 1909 заменив декаданс. Символисты стали открыто презирать Запад, и верить во второе рождение России.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ:
А.А. Блок (1880 – 1921):
1. «Родина»;
2. «На поле Куликовом».
Б.Н. Бугаев (А. Белый) (1880 – 1934):
1. «Петербург»;
2. «Серебреный голубь».
АКМЕИСТЫ – наоборот, отстаивали ценность реальной жизни (реалисты):
1. Н.С. ГУМИЛЕВ (1886 - 1921);
2. А.А. АХМАТОВА (1889 - 1966);
3. О.Э. МАНДЕЛЬШТАМ (1891- 1938);
4. С.М. ГОРОДЕЦКИЙ (1884 - 1967).
Термин впервые был предложен в 1912 Н.С. Гумилевым и С.М. Городецким в полемике и не был обоснованным.
АВАНГАРДИЗМ – движение художников ХХ, для которого характерно стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее устоявшимися принципами и традициями и поиску новых, необычных содержания, средств выражения и форм произведения, взаимоотношения художников с жизнью.
ФУТУРИСТИЧЕСКИЕ СБОРНИКИ:
1. «Дохлая Луна»;
2. «Рыкающий Парнас»;
3. «Пощечина общественному вкусу».
ФУТУРИЗМ (наиболее распространенное направление авангардизма в России) – интересовала не столько содержание, сколько форма стихосложения (придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональны жаргон).
ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГРУППА ФУТУРИСТОВ «ГИЛЕЯ»:
1. В.В. ХЛЕБНИКОВ (1885 – 1922);
2. Д.Д. БУРЛЮК (1882 – 1967);
3. А.Е. КРУЧЕНЫХ (1886 – 1968);
4. В.В. МАЯКОВСКИЙ (1893 – 1930);
5. В.В. КАМЕНСКИЙ (1884 – 1961).
ЭГОФУТУРИЗМ – русское литературное течение 1910-х, развившееся в рамках футуризма. Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие (лидер – И.В. Северянин (1887 – 1941)).
|