СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОСКОВСКОЙ РУСИ В XV в. (19)
КРЕСТЬЯНСТВО
К СЕРЕДИНЕ XVI в. в России проживало 6,5 млн. человек.
Россия была огромной, но слабозаселенной страной.
XV – первой половине XVI в. в сельском хозяйстве стало преобладать трехполье, которое окончательно вытеснило – росчисти и гари.
В сельском хозяйстве наиболее популярным орудием труда стала – СОХА-КОСУЛЯ.
Развивалось животноводство, увеличивалось конское поголовье.
Основой подъема сельского хозяйства стали ДЕРЕВНЯ и ПОЧИНОК (еще с XIV в.).
РУССКИЕ начали освоение своей страны – ВНУТРЕННЯЯ КОЛОНИЗАЦИЯ (процесс растянулся на долгие столетия).
Главной фигурой в сельской местности стал лично свободный труженик с наделом и определенными правами на этот надел (право передавать по наследству).
Он являлся ЧЛЕНОМ СЕЛЬСКОЙ ОБЩИНЫ, участвовал в переделе земель, принадлежащих МИРУ (общине).
Данные сельчане стали называться КРЕСТЬЯНАМИ (от слова «христиане») – осуществляли процесс внутренней колонизации страны, ПОДЪЕМ сельского хозяйства, УКРЕПЛЕНИЕ военной мощи.
В обычай вошли ПОМОЧИ – участие в постройке дома всех трудоспособных членов общины.
РОЛЬ ОБЩИНЫ В ЖИЗНИ КРЕСТЬЯНИНА:
- помогало государству СОБИРАТЬ НАЛОГИ С КРЕСТЬЯН;
- ЗАЩИЩАЛА и ПОДДЕРЖИВАЛА от злоупотреблений власти.
ГОРОДА, РЕМЕСЛА, ТОРГОВЛЯ
РАЗВИТИЕ в городах получили деревообработка и строительное мастерство.
ДОЛЯ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОСЛА – XV в. составляла 5 % ВСЕГО НАСЕЛЕНИЯ.
К СЕРЕДИНЕ XVI в. в России числилось около 130 ПОСЕЛКОВ ГОРОДСКОГО ТИПА.
ТАКЖЕ РАЗВИВАЛАСЬ ТОРГОВЛЯ – гости, ведущие зарубежную торговлю, доходили до отдельных стран Западной Европы.
СОТНИ и ПОЛУСОТНИ – объединение торговцев, ремесленников, огородников.
КОРПОРАЦИИ – крупное богатое купечество, которое формировало городское самоуправление.
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ поддерживала объединение русских земель вокруг Москвы.
1439 г. константинопольский патриарх, опасаясь турок, пошел на УНИЮ С КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ – ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР в Ферраре и Флоренции.
Московский митрополит, присутствующий на Соборе по возвращению в Москву БЫЛ ОБВИНЕН В ИЗМЕНЕ, арестован и смешен с митрополичьего престола.
Русская Православная Церковь стала автокефальной – самостоятельной организацией, независимой от константинопольского патриарха.
Отказавшись принять унию с католичеством, РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ еще больше УПРОЧИЛА СОВЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ.
МИТРОПОЛИТ ГЕРОНТИЙ побуждал в 1480 г. Ивана III к БОРЬБЕ с нашествием хана Ахмата.
Однако по мере укрепления центральной власти Иван III и Василий III все больше стремились ОСЛАБИТЬ ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ.
Иван III ПОШЕЛ НА КОНФЛИКТ с митрополитом Геронтием.
Василий III СМЕСТИЛ митрополита Варлаама.
Началось ограничение привилегий русской церкви.
Однако, несмотря на это в XV – первой половине XVI в. Русская Православная Церковь по-прежнему оставалась мощной религиозной силой, и богатейшим землевладельцем на Руси.
ЦЕРКОВЬ И ЕРЕТИКИ
Во второй половине XIV – начале XV вв. на Русь пришла волна ЕРЕТИЧЕСТВА (ЕРЕСЬ) – отступление от официального церковного учения, догм, поклонения церковным святым.
ПЕРВЫЕ ЕРЕТИКИ появились в Новгороде и Пскове – крупные торговые города, тесно связанные с западными странами.
ЦЕРКОВНЫЕ ВЛАСТИ, опираясь на великих князей, КАРАЛИ ЕРЕТИКОВ.
Это не всегда помогало – в Новгороде появились жидовствующая ересь (проповедовали киевские евреи).
Изначально Иван III не вмешивался в спор и даже СОЧУВСТВОВАЛ ЕРЕТИКАМ, в первую очередь НИСТЯЖАТЕЛЯМ – заволжские старцы, обитающие в СКИТАХ, проповедовавшие уход от мира, отказ церкви от СТЯЖАНИЯ (богатства и земли).
Противником нистяжателей был игумен подмосковного Волоколамского монастыря Иосиф – ИОСИФЛЯНЕ, которые утверждали, что церковь нуждается в землях и богатстве.
Иван III поддержал иосифлян, что привело к осуждению на церковных соборах нистяжателей.
В НАЧАЛЕ XVI в. монахом ФИЛОФЕЕМ была оформлена идея: «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» (1523 – 1524) – «два Рима пали (Рим и Византия), а третий стоит (Москва), а четвертому уже не бывать».
Одновременно было создано «Сказание о князьях владимирских» – литературно-публицистический памятник, использовавшийся в политической борьбе за укрепление авторитета великокняжеской, и царской власти.
В основе «СКАЗАНИЯ» лежит легенда о происхождении русских великих князей от римского императора Августа.
СЛОВАРЬ
ГАРИ – подсечно-огневое земледелие;
ПОЧИНОК – вновь возникшее сельское поселение в России до ХХ века;
РОСЧИСТИ – вырубленное и выжженное место в лесу для пашни;
УНИЯ – объединение двух или более христианских конфессий.
|