Среда, 2024-05-15, 7:20 PM
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Посетители сайта

Каталог файлов

Главная » Файлы » Патриот

Художественные фильмы как источник изучения событий о гражданской войне (Презентация) - (Нечаев С.С.)
[ Скачать с сервера (4.14 Mb) ] 2018-11-06, 11:19 PM

Приветствие

 

Здравствуйте уважаемые члены жури и участники конкурса. Меня зовут Клочкова Елизавета, я учусь в 11 классе МБНОУ «Лицея №11». Моего научного руководителя зовут Нечаев Сергей Сергеевич.

Для начала просим обратить ваше внимание, на буклеты, представленные нами, где отображены ключевые моменты, касающиеся исследовательской работы.

Кроме того из-за специфичности темы, нами был разработан отдельно сайт, в котором можно найти много дополнительной информации: список всех изученных фильмов, афиши тех лет, информацию о разработчиках проекта, буклет в электронном виде, дополнительную статью, основную статью, а также главные тезисы. Адрес сайты указ в буклете.

Тема нашей работы звучит следующим образом: «Художественные фильмы как источник изучения событий о гражданской войне». Цели и задачи представлены на экране, а также есть в буклетах.

 

Образ гражданской войны в советском кинематографе

 

Большевики, пришедшие к власти в России в октябре 1917, года прекрасно отдавали себе отчет о необходимости широкой пропаганды своих идей. Благодаря финансовой помощи от государства в 1919 году удалось снять несколько десятков агитационных лент. Именно в агитфильмах были заложены каноны, по которым рисовался образ врага в советском кинематографе последующих лет, стремившиеся показать белое движение так, что бы оно вызывало только отрицательные эмоции и смех.

Кинолента «Красные дьяволята» (1923) стала значительным произведением раннего этапа становление советского искусства. События фильма развертываются на фоне действия Первой Конной армии С.М. Буденного против Н.И. Махно. Фильм был восторженно принят массовым зрителем. Полвека спустя, «Красные дьяволята» обрели новую жизнь в популярном советском боевике «Неуловимые мстители».

Именно в 20-х годах были заложены основы, на которых и развилось большое советское кино. Изображение образа врага в немом кино определялось законами жанра. Экранный злодей должен был соответствовать своему амплуа не только поступками, а также внешностью, и одеждой.

В начале 30-х годов ситуация изменилась, в первую очередь потому, что кинематограф отказался от комичного изображения белогвардейцев. Переломным моментом в освещении в игровом кино Гражданской войны стал выход в свет фильма «Чапаев» С.Д. Васильева и Г.Н. Васильева (однофамильцы, взявшие себе творческий псевдоним «братья»), созданный в 1934 г. Фильм стал новым словом в изображении врагов большевизма на экране. Авторы картины попытались по-новому взглянуть на историю Гражданской войны, сделав ставку на раскрытие внутреннего мира своих героев на фоне событий революционного времени.

Главными противниками В.И. Чапаева в фильме выступают уральские казаки и части генерала В.О. Каппеля, а также их союзники – чехословацкие легионеры. «Братья» Васильевы, в отличие от своих предшественников, попытались создать образ белого офицера сложным, неоднозначным.

Конечно, многое в сценах фильма, где фигурируют белые, заимствовано из мифологем, рожденных советской пропагандой и официальной историографией. Но режиссеры не скатились до карикатурного изображения противников Чапаева, а показали их как личность, отстаивающую свои идеалы. Фильм «Чапаев» на многие годы определил для советских кинематографистов своеобразный канон для конструирования образов врагов-белогвардейцев на экране.

В конце 30-х возобладал взгляд, по которому врага было невыгодно показывать смешным. В 40-х подход меняется и в сторону победителя. Гражданская война теряет руководителей, полководцев, победителем в войне становится народ.

Сталинский миф о победе народа в Гражданской войне был озвучен уже в наше время в фильме Н.С.Михалкова «Утомленные солнцем». Комбриг Котов рассказывал членам своей семьи, о том, как он, не имеющей военного образования, гнал белых до самого Тихого океана. О том, что для большевиков выиграли Гражданскую войну офицеры императорского Генерального штаба, предпочитают не вспоминать до сих пор.

Решающую роль в формировании принципов освещении образа врага на советском экране играл И.В.Сталин. В отношении кино он был жестким прагматиком. По его мнению, народные деньги, вложенные в кинематограф, должны были давать отдачу. У вождя были четкие представления о том, как и чему фильмы должны учить советского зрителя. Такому государственному подходу к кинопрокату с позиций сегодняшнего дня можно только позавидовать, а фонду кино не мешало бы поучиться, если учитывать в какие проекты сейчас вкладываются деньги.

В период Хрущевской «оттепели» на экранах появилось немало фильмов о Гражданской войне, в том числе и о борьбе против Колчака. Образ белого движения снова меняется, герои фильмов данного периода были наделены большей мягкостью, интеллигентностью, человечностью («Сорок первый» (1956) – Г.Н. Чухрай, «Золотой эшелон» (1959) – И.Я. Гурин). «Оттепель» в кинематографе – в части, касающейся «белой гвардии», – затянулась до начала 1970-х гг.

Ярким явлением начала 70-х стала картина «Свой среди чужих, чужой среди своих» (режиссер Н.С. Михалков), построенная по канонам вестерна. В картине происходит романтизация войны, присутствует сильная приключенческая линия, что было не характерно для лент предыдущих эпох отечественного кинематографа.

Показателем радикальной перемены в осмыслении образов вождей Белого движения стал фильм «Моонзунд» (режиссер А. Муратов) созданный в 1987 г., уже в условиях начавшейся «перестройки». Среди персонажей второго плана фигурирует вице-адмирал А.В. Колчак, новый командующий Балтийским флотом. Он представлен в позитивных тонах, прежде всего как патриот своего Отечества.

 

Образ гражданской войны в современном кинематографе

 

В 90-е годы при фактической отмене цензуры российские режиссеры и сценаристы впервые за долгие десятилетия получили возможность обращаться к самым острым, прежде запретным сюжетам. На экране доминировала концепция, что террор и насилие эпохи революции и гражданской войны, как и сама братоубийственная война, были трагедией русского народа

К примеру, режиссер Н. П. Стамбула в фильме «Волчья кровь» (1995), действие которого происходит в эпоху гражданской войны, стремился уйти от однозначных характеристик. Его красные вовсе не ангелы, но и те, кто был против них, тоже без нимба над головой. Война показана как жестокое и кровавое, и по большому счету бессмысленное противостояние сильных мужчин.

В 2000-х годах в российском кино продолжилась, уже обозначенная в 1990-х годах линия на реабилитацию Белого движения. Из всех фильмов о Белом движении, снятых в XXI веке, наиболее заметные дискуссии развернулась вокруг мелодрамы Андрея Кравчука «Адмиралъ» (2009) и драмы Никиты Михалкова «Солнечный удар» (2014).

Адмирала критиковали за некую стереотипность, которая встречалась в советском кинематографе. Только теперь все было наоборот, белое движение позиционировалось с позитивной стороны, а вся ответственность за Гражданскую войну и негатив перекладывался на большевиков.

Одним из ведущих аргументов против авторской концепции «Солнечного удара» стал упрек критиков к Н. Михалкову в том, что он в своих фильмах 1970-х был «за красных», а теперь – «за белых». Лично нам кажется, что это скорей не минус, а плюс режиссера, возможность на одну проблему посмотреть с разных сторон, тем более такую противоречивую, как «Гражданская война».

К сожалению, современная российская аудитория в целом куда более нацелена на яркую и зрелищную составляющую фильма, нежели на его сложную философскую сторону. Ведь по факту «Адмиралъ» привлек к себе зрителя скорей красивыми спецэффектами и любовной линией, нежели реальным стремлением аудитории узнать что-то новое, ранее неизвестное о «Гражданской войне».

 

Фильмы о гражданской войне как источник изучения революционного прошлого

 

Фильмы для широких масс всегда использовались как способ изучения прошлого. Кино можно использовать, как источник информации, но доверять ему полностью не следует. Исторические фильмы помогают более образно представить события прошлого, а кроме того узнать о моментах истории которые малоизвестны или практически неизвестны.

Фильмов о гражданской войне огромное количество. Однако не существует ни одной ленты, в которой военные события были бы показаны полностью от начала и до конца.

Трагедию страны, которая столкнулась с двумя революциями, что в дальнейшем вылилось в войну, можно наглядно увидеть в образе Григория Мелехова, главного персонажа фильма «Тихий Дон». Мелихов - донской казак, который прошел ужасы Первой мировой и по возвращении домой попал в неспокойные события начала Гражданской войны. Он устал воевать, ему хочется мира. Григорий не знает, чью сторону выбрать. Изначально он симпатизирует большевикам. Однако после уничтожения плененных казачьих офицеров он отворачивается от них и переходит на сторону белых.

Фильм «Тихий Дон» выделятся из ряда других не только тем, что захватывает период революции 1917 и весь период Гражданской войны, что не свойственно многим фильмов данной тематики, но и образом показанных сторон. В нем нет карикатурного упрошенного образа белого движения, что было характерно для раннего советского периода, и нет жуткого образа красного движения, который свойственен современному кинопроизводству.

Еще одним малоизученным фактом являются боевые действия в Сибири. Очень подробно о белогвардейском мятеже 1918 года в Сибири и боевых действиях в деревнях и селах показано в фильмах, снятых по одноименным романам Анатолия Иванова: «Тени исчезают в полдень» (1971) и «Вечный зов» (1973). Практически неизвестно как проходила борьба между помещиками и крестьянами в отдаленных глубинках. Перед зрителем снова предстает основная проблема изучения Гражданской войны: «кто с кем воюет и кто прав»? В «Вечном зове» это хорошо продемонстрировано на примере  нелегких судеб братьев Савельевых, которые оказались по разные стороны. Тем более сложным для понимания является сюжетный поворот, в котором Федор, воюя за красных, втайне ненавидит большевистскую власть, а его младший брат Иван, наоборот, поддерживает, состоя при этом в отряде бывшего помещика Кафтанова. Уход Ивана к белым объясняется любовью к дочери Кафтанова Анне. Фильм наглядно демонстрирует, что банальное деление на белых и красных или хороших и плохих просто не работает.

Совершенно в другом свете предстает фильм «Интервенция» Льва Славина 1968 года, который является скорее комедией с трагичными моментами. В фильме снялся на тот момент малоизвестный актер Владимир Высоцкий. Сюжет рассказывает о событиях 1919 года в период иностранной интервенции в Одессе.

События, происходящие на Украине 1918-1919, когда власть переходила от Гетмана к Директории, от Петлюры к большевикам подробно показаны в фильмах: «Дни Турбиных» (1976), «Белая гвардия» (2012) по роману и пьесе Михаила Булгакова. В фильмах практически не заостряют внимание на классовой борьбе, уделяя больше экранного времени повседневной жизни интеллигенции через образ семьи офицеров Турбиных.

События конца Гражданской войны продемонстрированы в фильме «Служили два товарища» (1968). Упоминается Перекопско-Чонгарская операция 1920 года, в которой войска Южного фронта РККА под командованием М.В. Фрунзе разбили войска Русской армии генерала П.Н. Врангеля и заняли Крым.

В фильме очень сложно определиться с симпатиями. Сочувствуешь всем: и героической гибели бывшего фотографа красноармейца Андрея Некрасов, и белогвардейцу Брусенцову, который, стоя на борту парохода, уплывающего из Советской России в Турцию, не выдерживает того, что его боевой конь плывет за ним и стреляет в себя. В какой-то момент становится очевидной главная идея фильма, что гражданская войны – это раскол по живому, губительный разлом между теми людьми, кто раньше был близок друг другу.

В завершение хотелось выделить, что не важно в какой период времени был создан фильм, как источник его использовать можно, при условии критичного подхода к уведенному. Тем самым можно сделать вывод, что фильмы ни чем не отличаются от других источников, так как подход к изучению одинаков, не зависимо от того написан ли материал на бумаге, или как образ, представлен актерами на экране.

Категория: Патриот | Добавил: s-s-nechaev
Просмотров: 710 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск